Специалисты по психологии шопинга считают, что с помощью покупок мы сокращаем расстояние между «я» реальным и «я» желаемым. Можно заполнить эту пропасть, обучаясь французскому языку, получая второе высшее образование, упорно продвигаясь по служебной лестнице, завоевывая мужчину своей мечты, занимаясь шейпингом.
Но гораздо проще забежать на распродажу и там купить десяток платьиц, которые соответствуют нашему представлению о себе идеальной.
Или посетить недорогой секонд хенд, где вполне можно подобрать себе эксклюзивную вещицу.
Как мы покупаем?
У женщины возле стойки с нарядами сердцебиение замедляется, а количество морганий сокращается втрое. Она впадает в состояние близко к трансу. У кассы происходит наоборот: сердцебиение и частота морганий увеличиваются, возникает стресс. Но очень немногие женщины способны отказаться от покупки на кассе, даже если понимают, что потратили слишком много.
Благодаря шопингу мы чувствуем себя более привлекательными, востребованными, обласканными вниманием. Немецкий психолог Ганс Дитрих сравнил шопоманию с любовью: «необдуманные траты совершаются со страстью. Так же, как в любви, сильные чувства вспыхивают в мгновение ока, но гаснут еще быстрее».
Чалма для королевы. Мотивы для шопинга — поэма и отдельный предмет для социологических исследований.
Шопинг как соревнование. Это скорее мужская прерогатива. Мужчина обожает бить на эффект и доказывать всем, что он лучший самец в этой стае: покупая самый дорогой и качественный костюм, или не дорогой и не качественный, но притворяющийся таковым. Или самую длинную машину (молчите, дедушка Фрейд!). Или хотя бы стартуя на светофоре первым. Кстати, по высоте коттеджей в элитном поселке всегда можно определить, какой построен последним — он будет выше всех.
Шопинг как повод похвастать. Тут главное — стать первым. Например, первым съездить в отпуск на Северный полюс. Или купить злополучный I-Phone, который, правда, не ловит сигнал, зато очень престижный. Билет в кино на премьеру покупают с той же целью, — можно ведь спокойно пойти потом, когда ажиотаж уляжется.
Шопинг как средство повышения самооценки (и демонстрации власти). Даже ребенок знает: у кого деньги, тот заказывает музыку. Если дома на женщину орет муж, а в офисе — босс, то единственное место, где она может почувствовать себя хозяйкой положения, — это магазин. В «Красотке» этот принцип проиллюстрирован с позитивной отметкой (когда Гир повел Джулию приодеться и заставил продавцов вертеться вокруг нее юлой).
Шопинг как подарок себе. Нет абсолютно ничего плохого в том, чтобы время от времени покупать что-то неадекватно дорогое и не очень нужное — для чистого удовольствия. По наблюдениям социологов, в случае «подарка» сумма затрат соответствует не реальному бюджету, а размеру потребности в наслаждении, похвале, поглаживании самому себе. «Реклама часто строится на этой нашей слабости: «Ведь вы этого достойны!», «Вы много работаете — доставьте себе удовольствие». У покупателей появляется ощущение, что они какие-то особенные и поэтому имеют право на покупку, вне зависимости цены».
Шопинг как творчество и средство самовыражения. Выбирать из миллионов стандартных тряпок только то, что в уникальном сочетании с вашей внешностью и характером даст уникальный результат — это очень по-женски и очень приятно. И для самовыражения не требуется много денег. Гвен Стефани, например, обожает секонд-хенды.
Шопинг как доказательство своей практичности. Покупки совершаются на самых последних распродажах либо по особым предложениям, с особой скидкой.
Шопинг как средство привлечь внимание. Обиженные супруги олигархов оставляют в магазинах целые состояния не ради того, чтобы выглядеть достойно, а чтобы муж, наконец, вспомнил об их существовании — хотя бы потому, что кредитная карта опустела. Будет скандал — это тоже способ привлечь внимание.
Добавить комментарий