Так получилось, что из-за сложных родов и гипоксии мой сынок очень поздно смог начать говорить. Не стану описывать все наши проблемы. Но они сильно повлияли и на речь (в том числе). Слава Богу, умственное развитие ребёнка не пострадало (мы всё боялись). Развитие Юры вполне соответствовало малышам его возраста. Он все понимал, слушался, иногда шалил. как и все дети, но до четырех лет практически не разговаривал. Выдавал лишь короткие звуки, которые сложно было понять.

Ближе к четырём годам, под большим впечатлением, иногда “выдавал” простые короткие предложения с чудными словами.

Например:

  • вместо слова “луна” говорил “ноля”
  • вместо моего сердитого “а по попе?” у него получалось “апынь”
  • А его футики, пука, тисё вообще не поддавались переводу…

Мы с мужем и мамой так и не поняли, что это такое, хоть и пытались выяснить. И вот однажды, впервые в жизни, сынуля попробовал сгущенное молоко.
Дело в том, что очень долгое время в него был диатез на молочное. Практически все время, пока я его кормила грудью, у него были красные щеки, покрытые корочкой. Обследовались, лечились под контролем врачей.

Опытным путем удалось выяснить, что это аллергия на коровье молоко. Пока я кормила, мне полностью от него пришлось отказаться: не только от самого молока, но и от всех его производных. И вот, наконец, спустя 4 года, когда стало понятно, что с реакцией на молоко у сына все устаканилось, мы разрешили ему попробовать сгущёнку.

Восторгу было – словами не передать! Всю банку, ему, конечно же слопать не дали, дали именно попробовать.

С того момента у ребенка как будто появилась новая цель в жизни! ☺ Он начал пытаться говорить разборчиво. И первое, что нас очень порадовало, было:

— А исё будет гусёнка?

— Нет, – сказали мы.

— Кончилась сгущёнка. Вот в следующий раз папа пойдет в магазин, и обязательно её купит.

Естественно, ляпнули это мы в надежде, что ребенок забудет. Но не тут то было!

На следующий день сынок с нетерпением ждал с работы отца, поскольку тот всегда по дороге домой заходил в магазин. И вот папа с покупками появляется на пороге.

Сын:

— Папа, а ты купил гусёнка?

Папа в растерянности. Он не знает, почему он должен был купить гусёнка (и почему именно гусёнка, а не гуся, утку или, на худой конец, курицу?).

Сын:

— Папа, но ты обещал купить гусёнка? Сказал, что купишь гусёнка ещё!

Такая длинная фраза была полным прорывом! Даже наш логопед удивился, когда мы ему рассказали. Не сразу до нас дошло, что речь идет про сгущёнку. Зато теперь у нашей семьи есть свой собственный семейный позывной. Сыну уже четырнадцать, а мы до сих пор, составляя список покупок, пишем – “и гусёнка”.

Кстати, говорить хорошо и разборчиво он стал лишь к пяти годам. Тут заслуга логопеда. Мы два года ставили ему речь у специалиста. Врачи отклонений не находили. Так что логопед нас спас и… время пришло, наверное, заговорить нормально. У всех детей это происходит по-разному. Так что мои страхи улетучились. Да и учится он хорошо, стихи пишет… Но я по сей день с дрожью вспоминаю, как он не мог говорить в детстве…

А с вашими ребятишками какие проблемы случались? Поделитесь с нами в комментариях, пожалуйста. Давайте обменяемся опытом.

КОММЕНТАРИИ к статье:

1. Сын тоже поздно начал говорить. Но уже с 3,5 лет мы начали заниматься у логопеда, прогресс был, но предложения ещё были простые и короткие. И вот помню, как мы идём ранней весной, ещё прохладно, я его спрашивая, не холодно ли ему, жду короткий ответ, не более- да или нет, но он упорно молчит, я не отстаю и тут он мне выдал :”Я просто сейчас не хочу говорить.”

2. Меня всегда удивляют люди, которые думают, что с ребенком не разговаривают и не занимаются и вот именно поэтому он молчит. Это бесит неимоверно. Если бы это было так просто, то все дети уже в роддоме начинали бы говорить. А ведь мы с Вами не знаем как проходила беременность, какие были роды, тяжелые или нет, было ли это кесарево сечение.

3. Сын начал говорить в 3,5 года. До этого очень мало и отдельные слова. К 4 говорил предложениями,но коверкал слова.К 6 уже все говорил четко. К логопедам не ходили,видимо все пришло говорить)”Сейчас ему 11 лет,пересказывает и сочиняет лучше всех в классе, отличник.

4. Не только мальчики, у меня девочка, с 3.7 лет начала фразами говорить, а не отдельными непонятными словами, сейчас уже 4.2, но всё равно большую часть фраз не понимает никто. Здорова, обследована, с логопедом занимается.

5. Раньше, даже и в логопедическую группу не брали до 5 лет. Потому, что это считается нормой. Вот если к 5 годам не заговорил правильно, начинал заниматься логопед.А сейчас это бизнес, на котором зарабатывают деньги .Скоро родителям будут внушать, что ребенок ДОЛЖЕН говорить после первого зубика!  И организовывать платное обучение, которое, ” почему то пока не дает результата. Нужно еще увеличить пед часов, ” И к 4-5годам, обязательно научат правильно говорить вашего ребенка!.

6. Племянник начал говорить в пять лет, что только не делали. И логопед и таблетки и сетку на голову. А потом свекровь призналась, что ее сын тоже начал разговаривать после 5. Вот похоже наследственность, НО!!! его никто не “лечил”, сам заговорил, а племянника просто замордовали.

7. У меня сын заговорил очень рано, “мишка косолапый” рассказывал что-то после года. У соседей девочка не говорила лет до трёх, она была постарше. Мой сын льнул к ней, но любовь не получилась. Однажды она четко сказала :”надоел ты мне со своим мишкой” Мы оторопела, а потом долго хохотали. И все, ребенок заговорил.

8. Прочитала вашу статью и улыбаюсь. Нам тоже помогла сгущенка. У дочки сильная задержка речи. 4 года, а слов вообще нет. Все просьбы были без слов и звуков. А год назад, я впервые дала ей попробовать сгущенку и после этого она начала просить ее громким звуком Уууу. И теперь все просит с этим звуком. Для нас даже такая маленькая победа стала большой радостью. Удачи вам и вашему сыночку:)

9. Сыну была два года. Тоже говорил плохо. Отдельные слова. Много, но не очень понятно….А тут….на столе стояло печенье. Он ходил и ныл….дай, дай….перед ужином ж нелья. И тут выдал…МАМА, ДАЙ ВОВЕ ПЕЧЕНЬЕ НАКОНЕЦ)))

10. Один из методов подтолкнуть ребенка к речи, это яркие эмоции. В этом случае таковой стала сгущенка. А все кто пишут об педзапущенности, здоровья вам и вашим детям, и не знать диагноза ЗРР. Чтоб разговорить ребенка и подготовить ребенка к школе, мамы детей с ЗРР тратят все свое время и не малые деньги на пособие и логопедов.

11. Старший сын в 2 года уже говорил как человек, с длинными фразами, стихи короткие мог рассказать, а дочь к 4 годам начала нормально только говорить, тоже роды были с осложнениями, гипоксия у ребенка. По логопедам с дочкой начала с 2 лет ходить, хотя тоже мне твердили что если в 2 не говорит то норма… Спасибо логопеду-дефектологу!

12. В год и 7 сын начал говорить-где,кто,что…Положили в больницу-уколы,лекарства,капельницы.Малыш перестал говорить,только мама и папа.Неврлог сказала ждать,когда пойдём в сад.  Ходили месяца 1.5-2,потом заболел госпитализация… Не говорит, кроме мяу, га, ко-ко, мама, папа. Очень переживаю. Дома пытаемся работать по альбому Батяевой,хватает нас на 15-20 минут,потом истерит. Расстраиваюсь. Завтра идем к логопеду… Кстати,у нас тоже гипоксия и ЭКС,и пошёл поздно,только в год и 4…  А вот статью прочитала,вроде и легче стало.Спасибо.

13.  Статья хорошая. Милая! Но вот полное недопонимание у автора! Врачи проблем не находили, но была гипоксия, после которой поздно начал говорить! Это как ? А? Если была гипоксия – то были и проблемы неврологического характера! Вам просто повезло, что проблемы были не столь серьезные и Ваш малыш заговорил!

14. Нам тоже говорили, успеете. Логопеды тоже говорили, если в 3,8 не заговорит, тогда придёте, начнем заниматься. Пока уже не обратилась к платному, вот там и выяснилось, что у сына дизартрия, а отсюда и проблемы с речью, т к. многие звуки и рад бы произнести, но не мог. Нашла и другого невролога, благодаря его назначениям, речь появилась в течение месяца , как начали пить препарат. Сейчас ему 4,9. Конечно на фоне здоровых детей видно отставание в речи, что-то из речи можно понять, а что-то понимаю только я. Хотя и читала и разговаривала и мелкую моторику развивала. Поэтому не стоит сваливать все на то, что с ребёнком не занимаются. И лучше перебдеть, чем недобдеть. Ведь причины отсутствия речи могут быть разными. И нам предстоит еще долгая, долгая работа.

15. Грамотный и порядочный логопед не будет заниматься с ребёнком до 5 лет, потому что у ребёнка артикуляцонный аппарат формируется как раз до 5 лет. Заниматься раньше, это пустая трата времени. Элементарно, срубают бабло, скажем так грубо. Так ещё и внушают мамам что чем раньше, тем лучше. Почему ребёнок долго не разговавающий вдруг начинает говорить и сразу выдаёт предложениями, потому что есть такое понятие, пассивный словарь. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, выполняет действия о которых его просят, указывает на предметы, значит все в порядке.

16. У меня ребенок говорит слова только когда сама хочет. Ей скоро 2 года, но не предложениями, повторять за нами не хочет ничего, вообще говорит на своём тарабарском с интонацией и жестами. Я в шоке, когда рассказывают, что дети в 2 года должны больше 200 слов говорить.

17. Мой сын тоже до 4 лет говорил только “дыка дыка”, после 4 прорвало прям. Всё стал говорить. Дочки с 7 месяцев предложениями 😁

18. Вопрос в причине отсутствия речи. У меня оба сына с дизартрией, тоже говорили до пяти рано, старший начал полноценно говорить в 4, когда в сад пошёл и никто его мычание понимать не собирался, за год перед школой исправлять дефекты пришлось. Но у младшего слабый артикуляционный аппарат, начали заниматься в 3,6 (повезло с садом) и за год почти поставили все звуки. Зависит от ребёнка и настроя мамы. В игровой форме-дыхательная гимнастика ( катать вату по столу на перегонки например), пальчиковые игры можно и с 3. А уздечку вообще лучше в период новорожденности подрезать, более эластичный рубец. А если не хочет, то стимулировать речь, да тяжело, но пока у ребёнка нет необходимости ( ткнул пальчиком мама подала) говорить не будет. У сестры двойняшки (гипоксия и прочее), понимают друг друга без слов, и только мамино “не понимаю” заставило начать полноценно говорить.

19. В 4.5 года, брат не разговаривал. Но как оказалось, только дома. В саду, сочинял сказки и рассказывал их детям. Выяснилось случайно. Воспитательница похвалил его перед мамой, а она удивилась. Сама мама, учитель русского и литературы. А сейчас он кандидат филологических наук.

20. Сппсибо за рассказ, смеялась до слез на этого “гусенка” 😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂

21.
Мой сын начал говорить рано.Считается,что мальчики более ленивые на речь,но нам повезло.После года просился на карусели”Асли чух-чух-чух”,ну и дальше в том же духе. В два года пошли в ясли и читали стихи Барто сидя на горшке. С логопедом все равно пришлось общаться по поводу ррррр. После первого класса взяли книжку с чистоговорками и все выровняли. Техника чтения ну оооочень плохая была,пришлось до шестого класса устные уроки вслух учить-помогло. У подруги сын начал говорить поздно,но потом,как говорится,нельзя было заткнуть….

22. Почти 2 года . Тоже плохо говорит. Практически не говорит . Была тоже гипоксия . Но развит отлично, умный , понимает всё, что говоришь . Из слов только да , мама ,папа. И звукоподражания кот мяу , собака гав и тд . Думаю тоже поздно заговорит и будет ходить к лагопеду

23. У меня двоюродный брат в три с лишним года заговорил. Зато сразу по-взрослому. Просто с детьми надо разговаривать.

24. Спасибо немного успокоили. Мой первый сын начал говорит в 5 мес. на всю хату кричал мама пи пи. Он и счас так же просит попить. А вот дочка че то не спешит, ей 11 мес, а она не говорит вообще нечего.

25. Расскажу анекдот. В одной семье мальчик долго не говорил. Три года ему – он молчит, четыре, пять – молчит. К врачам обращались – отклонений не находят. В один прекрасный день семья садится обедать. Мальчик съедает ложку супа, потом открывает рот и произносит: “Суп несоленый”. Мама, папа радостно вскакивают, обнимают его, целуют: “Ну, наконец-то! Что ж ты, милый наш, так долго молчал-то?” А сынок им и отвечает: “А до этих пор всё нормально было”. Автор, у меня тоже сынок – мальчик из этого анекдота :).

26. Мой до двух лет не говорил ни слова, ни слога, только мычал. Даже “ма”, “па” и “ба” не говорил. Родовая травма, гипоксия… Мы были в шоке, бегали по врачам, уколы делали… Без толку. А потом как-то раз, когда я везла его в коляске мимо трансформаторной будки, указал на нее пальцем и чисто сказал: “Электричество”. С того дня заговорил правильными, полными предложениями. Врачи так ничего и не поняли. Сейчас ему 32 года. Ай-кью – больше 160. Успешный врач.

27. У вас гусенок, а у нас “кафатка”! Мы до 3 не говорили, а потом пошли в дельфинарий, и косатка поразила его настолько, что он заговорил!!!

28. У знакомых ребенок почти не говорил до 3 лет. Водили по врачам, те не могли понять почему. Кто-то высказал предположение что ребенок просто ленится. А потом в 3 года ребенок заговорил сам, причем целыми фразами. С какого момента или после какого события, никто так и не понял. Просто начал болтать без умолку. Может просто каждому свое время, вот и весь секрет

29. Так мило было про гусенка.Сын родился с гипоксией. Пророчили Дауна и отставание в развитии. Пугали что вообще будет молчать. Но я сама без логопеда занималась, услышав первые слова. Ну и невролог (чудесный врач,верившая одна из всех) назначила препарат. В 11.6 мес начал говорить , игде,(где) как, мама, баба (бабушка), кис-кис (кошка). Я занималась с ним как могла и в 1.6 года он полностью заговорил. Я варила сосиски, и он подошел тихо сзади и сказал – ты чего меня кормить не хочешь?!.

30. Мой младший тоже долго не разговаривал , зато пел ))комбат батяня , батяня комбат… долго работали с логопедом два раза подрезали уздечку языка , ничего , сейчас переводчик-синхронист , болтает только так)

31. Природа свое сделает. У каждого свое время. Я плавать научилась в 28 лет. Боялась. Сама взяла круг и поплыла. А сколько было учителей. Математику не понимала до окончания школы. А сейчас замужем, и мозг видимо созрел. Решаю все задачки. Есть ранее развитие, есть позднее развитие.

32. У меня сыновья – погодки. Оба заговорили только после 3 лет! И сразу – целыми развернутыми фразами! И также сразу начали читать – после 4 лет (иногда и надписи на заборах)). Слово “дяба” – означало “почитай”… Вообще у них был свой язык, на котором они понимали друг друга. Теперь уже – старший учится на бюджете на программиста. Младший – художник. )) Рада за Вашего гусенка!)) Да, обязательно заведите книгу, куда будете записывать “перлы” сына. Я теперь читаю своих – умиляюсь…

33.  Полностью поддерживаю автора. Если ребенок состоит на учёте у невролога, это и повлияло на развитие речи. Моя дочь ходит в логопедический сад с 3х лет (до 3х лет речевые особенности детей не рассматривают как проблемную, т. К. Речь ещё формируется). Мы состоим на учёте у невролога и раз в пол года проходим лечение. Направление каждый раз выдаёт логопед. В саду все направлено на развитие мелкой моторики, улучшение памяти, каждый день занятия с логопедом, домашние задания. И это имеет свои плоды! Я понимаю, что развитие речи у всех ребятишек в свое время, но категорично отвергать другие точки зрения не стоит. У одного ребёнка это может быть и запущенностью и недостаточность занятий с ним родителя, у другого ребёнка – диагноз и лечение.

34. У нас из-за гипоксии тоже проблемы. Говорить начал в 3 года, но “по-французски”. Нам наши воспитательницы так в садике и говорили: мальчик хороший, но вот ваш французский..! 😅 До сих пор (8 лет) занимаемся с логопедом-дефектологом. Хотя уже даже практически все нормально, по фонетике. Но фонетический слух нарушен. У нас комплект проблем по неврологии, зрению, дисграфия, дислексия, дефицит внимания, и тд. Хотя с виду кажется, что это просто такой непослушный мальчик, немного на своей волне, очень активный, но милый и умненький, но учиться не хочет. А если знающий человек приглядится – работы там ещё непочатый край. Работаем)

35. У меня тоже были сложные вторые роды – экстренно кесарили, потому что гипоксия началась. Врач сказала: успели за пять минут до смерти. Как итог – говорить начал в пять лет. Для этого психиатр прописал нам лечение медикоментозное. После курса уколов и таблеток ребенка как прорвало! Как только начал говорить – пошли заниматься к логопеду. За год она поставила ребенку все звуки. В школу пошел с нормальной речью. Сейчас во втором классе учится – проблем с учебой не наблюдаю..

36. Внуку пятый год,почти не говорит, только сигнальные гласные звуки. Изредка прорываются короткие слова типа да,нет ,дай, ещё. Развитие нормальное , врачи говорят что есть какое-то типа защемление нерва,отчего он слабо двигает языком и вялая нижняя челюсть. Гласные ему легко произносить а согласные звуки,где в артикуляции должен участвовать язык,зубы,челюсть…ему сложно

37. А у нас вариант с гусёнкой пустил такие корни, что в школьном возрасте сгущёнка трансформировалась в “гусеню” и так до сих пор и называется у нас этот продукт!

38. У моего старшего тоже гипоксия была, но говорить начал где то лет с 2 – 2,6. Единственное проблема была с буквой С, говорил – стора (штора) и т. д. После работы с логопедом, начал говорить С, но напрочь забыл букву Ш, стал говорить – шабака, штол 😂. Потом все наладилось, занятия с логопедом помогли)

39. Гипоксия. Мычит, говорит только несколько не всегда внятных слов. В 2.5 были у лучшего в городе невролога, прописала пантогам и дала другие рекомендации, велела до трёх ждать и ЭЭГ если что делать.  Сейчас 2.7. Пьем. Отслеживаю прогресс по чуточке. Например научился звуку РРР, и понемногу пытается новые слова вводить в лексикон. В целом уровень полуторадоговалого……

40. Очень рада, что всё у вас хорошо! Сгущенка вообще чудесное средство от всего)) Шучу, конечно, но в вашем случае, это чудо! Будем все здоровы!

41. Тут много написали заниматься – не заниматься. Будет потребность будет говорить. Григорий Потемкин говорить начал в 6 лет.

42. Ребенком просто надо было заниматься и учить говорить! А вы все прикрывали “гипоксией”(( и вас устраивал его лепет!

43.  Никакого чуда, просто с ребенком не занимались речью, мало разговаривали, не читали. То что “все понимал” показывает, что возможность говорить была, но взрослым было лениво этим заниматься. У меня была сходная проблема, даже логопедический массаж назначали, но говорить начала с года, поскольку побуждали и развивали.