Существующая система образования переживает переходный период. Современные реалии, а именно, с одной стороны, возросшая социальная мобильность, а с другой – пронизывающая практически все аспекты жизнедеятельности информационная среда, внесли свои решительные коррективы.

Если сейчас педагог по-прежнему руководствуется авторитарным, шаблонизированным подходом к обучению, который был вполне нормален в XIX, XX веках, то он рискует потерять связь с обучающимися, начиная с младшего школьного возраста.

Помимо педагогического аспекта, такой подход весьма сомнителен с точки зрения развития личности обучающегося, т.к. в условиях стремительно изменяющихся политических, социально-экономических и других условий жизни, с трудом можно представить, что некоторый набор схем и моделей поведения станет залогом успешной адаптации к среде, не говоря уже о ее творческом преобразовании.

 

Стоит отметить, что, хотя большинство образовательных учреждений лишь частично внедряют новейшие методики обучения, определенные подвижки в этой области все же имеют место быть. Однако изменения подхода к образованию не могут рассматриваться в отрыве от влияния важнейшего института – семьи обучающегося.

Процесс обучения и воспитания, особенно это касается среднего образования, неразрывно связан с факторами семьи, а также других институтов социализации, что порождает необходимость тесного сотрудничества образовательных учреждений с ними. Немаловажный фактор и цена за обучение, в современных реалиях платить за полный курс на очном отделении может не каждая семья. А сколько стоит обучение за границей? По ссылке можно увидеть подборку заведений с ценами, плюсами и минусами.

Важнейший момент в вопросе обучения – это мотивация. Сегодня как никогда раньше важно объяснить обучающемуся смысл и ценность образования для развития его личности, запустить мотивацию к обучению, подогреть интерес к знаниям, а также к идее непрекращающегося развития.

Для этого, разумеется, жизненно необходимо говорить с ним на одном языке, понятном, доступном и, в то же время, не спускаться до уровня подросткового жаргона. На мой взгляд, одними из главнейших задач преподавателя являются формирование у обучающегося веры в свои способности, возможности (при этом, конечно, в пределах здравого смысла), акцент на самосознание, личностную зрелость, креативность.

И, несмотря на то, что фактор внешнего оценивания в нашей жизни упразднить невозможно, все же результаты образования можно оценивать по тому, как сам обучающийся видит (видел) процесс своего обучения, насколько искренне он смотрит на свою компетентность.

То есть оценивать результаты своих трудов будет сам обучающийся. Роль экзаменатора будет заключаться в том, чтобы определить, насколько правдив обучающийся в своей оценке, насколько хорошо и полно он себя понял. Иными словами, цель образования не развитие, а саморазвитие, приобщение к культуре саморазвивающейся личности, самостоятельности. Обучаемый трансформируется в обучающегося. Упор в таком образовании будет не только на приобретение внешних средств и обучение их пользованием, а на подталкивание обучающегося к эволюции внутренних потенциалов.