«Женщины в киноиндустрии живут с сознанием того, что они должны выбирать: работа или дети»

История женщин в кинематографе, которые блистают не перед камерой, а за ней, в режиссерском кресле, только сейчас начинает постепенно приобретать реальность. Ава ДюВерней, Анджелина Джоли, Кэтрин Бигелоу… Знакомы имена, ведь правда?

Женщины в киноиндустрии живут с сознанием того, что они должны выбирать: работа или дети

В один ряд с ними стала в этом году и Марен Аде, режиссер и сценаристка фильма «Тони Эрдманн», который собрал невероятное количество наград, в частности пять премий Европейской киноакадемии, и номинаций, в том числе и на «Оскар». В интервью для Women and Hollywood Марен говорит не только о работе над фильмами, но также о том, каково это — быть режиссером и мамой в мире большого кино.

Женщина и киноиндустрия

Я очень волнуюсь за режиссуру, поэтому и снимаю фильмы раз в семь лет. И каждый раз я начинаю с нуля. В промежутках между фильмами я не пишу сценариев для фильмов других, но иногда занимаюсь продюсированием. И еще у меня есть двое детей. Говоря о кинематографе, хочу сказать, что есть мир красных ковровых дорожек, а есть мир арт-хауса, который мне ближе и дороже.

Женщины в киноиндустрии живут с сознанием того, что они должны выбирать: работа или дети

Меня спрашивают: «Как так, вы не в мэйнстриме, но сделали первый фильм, срежиссированный женщиной, который получил главную премию European Film Award, попал на первое место в списке Sight & Sound list, получил гран-при от Фипресси!». Я стараюсь игнорировать эти факты, потому что я не знаю, что ответить, это абсолютно против тенденции. И это плохо, в том плане, что есть женщины в киноиндустрии, которые должны были и должны получить премии и признание. Но понимаете, в конкурсных комиссиях в основном мужчины, они и голосуют за тот или иной фильм. И я не знаю, как голосуют женщины: не факт, что за женщин. Конечно, мы можем говорить о том, что женщинам надо больше участвовать, больше писать сценариев, больше заниматься режиссурой, но, поверьте, это действительно сложно совмещать с ролью матери.

Режиссер и амбиции

Будучи еще и продюсером, я создаю условия под себя. С другой стороны, я понимаю, что когда у тебя маленькие дети, нужно иметь какие-то весомые причины, чтобы заниматься работой в кино. Я сама ловлю себя на мысли: «Зачем это мне?» Я хочу быть дома, с детьми. Но я также очень хочу рассказать какую-то историю, донести ее до зрителя. В этом мне помогают ролевые модели. Например, Джейн Кэмпион, фильм которой получил Золотую пальмовую ветвь. Но это не значит, что я люблю только фильмы, сделанные женщинами. Я люблю видеть, что женщины делают то же самое, что и я, — это вдохновляет.

Женщины в киноиндустрии живут с сознанием того, что они должны выбирать: работа или дети

Мне кажется, что хорошим способом поддержки женщин послужили бы квоты, и надеюсь, отношение к ним вскоре изменится. Ни одна женщина не захочет делать плохой фильм просто потому, что он должен быть снят женщиной. Все должно быть честно, когда дело касается государственного финансирования кино.

Мать и карьера

Меня часто спрашивали, не скучаю ли я по детям, когда я работала над фильмом. Но я хотела сделать свой фильм, мне это было необходимо. Да, я очень скучала, но также я узнала, что в моей команде много мужчин, у которых дома маленькие дети и они по ним тоже скучают. Я стала разговаривать с ними, я спрашивала о том, как они справляются, что чувствуют. И они отвечали, что с их семьей все хорошо. И это мне помогало. А когда ты сам продюсируешь фильмы — это вообще замечательно. Можешь сказать: на сегодня полдня с меня хватит. Или: я могу только так или никак. Это свобода.

Но если я — продюсер или режиссер, то люди могут организовать работу вокруг моих нужд, связанных с семейными обязанностями. А кто будет подстраиваться под костюмера? Я имею ввиду, что в киноиндустрии работает огромное количество женщин, живущих с сознанием того, что они должны выбирать: работа или дети. И многие из женщин в кино решают не иметь детей. Как женщина я очень остро ощущаю этот момент. Когда у тебя нет детей, тебя спрашивают: «Почему ты не родишь ребенка?». Как только ты их рожаешь и продолжаешь работать, все начинают спрашивать: «А почему бы тебе не заниматься детьми, а не работой?». А как только ты остаешься дома с детьми, все снова лезут с вопросом: «Не пора ли тебе на работу?». В итоге, каждый раз тебе кажется, что ты принимаешь неверное решение.